Орган - очень древний клавишно-духовой музыкальный инструмент, самый большой и сложный из существующих инструментов. Его отдаленными предшественниками были, по-видимому, волынка и флейта Пана (набор тростниковых дудочек различной величины). Само название "орган" происходит от латинского слова organum, так в древности называли музыкальные инструменты вообще. Это идет ещё от греческого organon - орудие, инструмент.
Первым в III или II веке до н. э. появился водяной орган - гидравлос; его изобретение приписывается мастеру Ктесибию из Александрии. Гидравлос был достаточно мощным инструментом. Необходимое давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось в нем столбом воды. Гидравлос использовался греками и римлянами на ипподромах, в цирках, а также для сопровождения языческих мистерий, звук у него был необычайно сильным и пронзительным.
В первые века христианства водяной насос был заменен воздушными мехами. Это позволило увеличить размеры труб и их количество в органе. Такие инструменты появились в IV в. в Византии, откуда они и проникли в Западную Европу, стали изготовляться в Чехии, Германии, Италии.
На Западе орган постепенно стал "королем инструментов", но до этого должно было пройти немало столетий, в течении которых орган подвергался различным усовершенствованиям. Уже в середине V в. органы строились в испанских церквах, но, поскольку инструмент по-прежнему звучал очень громко, его использовали только в дни больших праздников. Первоначально это был преимущественно светский инструмент, и лишь позже орган стал неотъемлемой частью католической церковной практики. К XI в. большие органы строились повсюду в Европе; необычайными размерами был известен, в частности, орган, построенный в 980 г. в английском Винчестере. У него было две клавиатуры для двух музыкантов, а его диапазон достигал трех октав. В X-XI вв. увеличивается число труб органа. Но происходит это за счет изменения величины клавиш. Они становятся очень большими, и на них было невозможно играть просто пальцами, да и давить на них нужно было с силою. Органисты того времени ударяли по клавише кулаком или локтем. Естественно, это сильно ограничивало возможности музыкантов, их роль сводилась, вероятно, к поддержке отдельных звуков вокальных партий.
Но постепенно на смену неуклюжим большим "пластинам" пришли клавиши, играть на которых стало гораздо легче. Диапазон инструмента стал шире, а регистры - разнообразнее. Вместо медных труб вводятся оловянные. В XIV веке появляются первые сведения о применении ножной басовой клавиатуры - педали. Внизу располагалось от 8 до 12 клавиш, и это позволяло органистам теперь извлекать звуки самого низкого регистра. Соответственно и звучание органа стало более насыщенным и разнообразным. В эпоху Возрождения строительство органов очень быстро прогрессирует. К XVI веку это уже очень сложный инструмент. Клавиатура теперь уже могла насчитывать 5 террасообразно расположенных рядов, так называемых мануалов. Музыкант мог попеременно играть на каждом из них любой рукой. При этом диапазон каждого мануала доходил до пяти октав. Кроме того, в органе были установлены специальные регистровые переключатели, благодаря которым тембровые возможности инструмента резко возросли. Каждая клавиша могла быть соединена с несколькими десятками, а иногда даже сотнями труб, которые издают звук одинаковой высоты, но разной окраски. Орган мог имитировать не только флейту или скажем гобой (например регаль, орган, оснащенный язычковыми трубами, давал очень красочный тембр звучания, напоминавший духовые инструменты), а и оркестровые группы. Зачастую его звучание напоминало хор. Появляется светская органная музыка, оказавшая большое влияние на дальнейшее развитие концертно - инструментальной культуры (основные жанры - прелюдия, фантазия, токката, канцона, каприччио, ричеркар, впоследствии - фуга и др.) Теперь орган по праву мог именоваться королем инструментов. Большое внимание начинает уделяться внешнему виду инструмента, традиционным становится пышный декоративный фасад. В широкое употребление также вошел маленький переносной орган - портатив и миниатюрный стационарный орган - позитив. На таких небольших инструментах можно было музицировать и в домашних условиях. Эпоха Барокко стала настоящим золотым веком органостроения и органного исполнительства. Органы XVII-XVIII вв. отличались красотой и разнообразием звучания. Для них была характерны исключительная тембровая ясность и прозрачность. Это делало их превосходными инструментами для исполнения полифонической музыки. Почти все великие органные композиторы - Букстехуде, Пахельбель, Фрескобальди, Свелинк, Бах - писали именно для "барочного органа". А вот романтизм XIX в. с его стремлением к мощному оркестровому звучанию, как считается, оказал сомнительное влияние на органостроение и органную музыку. Мастера пытались создать инструменты, являющие собой "оркестр для одного исполнителя". В результате же дело свелось к слабой имитации оркестра. Вместе с тем в XIX иXX вв. в органе появилось много новых тембров, а также были сделаны существенные усовершенствования в конструкции инструмента. XX столетие с его стремлением к гигантизму естественно не могло не отметиться в книге рекордов Гиннесса. Неудивительно, что преуспели в этом американцы. В Атлантик-Сити (штат Нью-Джерси) был построен огромный орган, насчитывающий 33 112 труб. Этот инструмент имеет две кафедры, причем на одной из них - семь клавиатур. Но всему есть предел. В том же XX в. и органисты и органостроители осознали необходимость возвращения к более простым и удобным типам инструмента. И прежде всего к барочным органам. Широкую известность получило органное движение в Германии под лозунгом "Назад к Зильберману!" (Зильберманы - это семья известных немецких органных мастеров XVIII в. - два брата Андреас и Готфрид и сын Андреаса Иоганн Андреас; они построили в Германии, Швейцарии и Австрии органы, которые и по сей день считаются образцовыми и непревзойденными по своим музыкальным характеристикам), развернувшееся по инициативе Альберта Швейцера. Движение боролось за восстановление подлинного органного звучания эпохи Баха, без позднейших романтических реконструкций. |